Скорость загрузки страниц сайта влияет на основные маркетинговые и бизнес показатели. Это влияние может быть опосредованным – негативное личное восприятие у посетителей, так и непосредственным, когда снижается конверсия или показатель качества объявлений Google Adwords. Сегодня существует много методик увеличения скорости загрузки сайтов, позволяющих в несколько раз сократить время появления информации на экранах посетителей. Безусловно, вопрос производительности веб-ресурса должен беспокоить не только технических специалистов, но в первую очередь руководителей и маркетологов компаний.

Существует естественный негативный эффект плохого восприятия информации с медленных сайтов. Такие сайты мешают пользователям сконцентрироваться и рассеивают внимание.

Интересно, что скорость загрузки – это один из первых параметров, которые вспоминают люди, когда их просят оценить свой опыт взаимодействия с определённым сайтом. Чувства и восприятие человека – это не высокоточные датчики. Проблема восприятия ещё и в том, что обычному пользователю загрузка страницы кажется на 15% дольше, чем на есть самом деле. Но самое интересное, что когда они будут делиться своим опытом с другими, они назовут время загрузки на 35% больше реального — нормальная человеческая склонность преувеличивать.

И эти различия в восприятии не одинаковы для всех людей, а зависят от возраста, географического положения, времени суток, дня недели и даже от температуры тела.

Люди чувствуют себя комфортно, когда они могут контролировать ситуацию. Находится ли определённый процесс под контролем, определяется временем реакции. Данные исследований показывают, что человек ожидает реакцию в течение 0,1 секунды от объектов, которые находятся под его контролем. Для компьютера чувствительность чуть ниже и составляет 1 секунду, а максимальное время реакции, с которым человек готов мириться, – 10 секунд. Спустя 10 секунд теряется внимание, и посетитель сайта уже думает о другом и, в конце концов, покидает сайт. Но даже если сайт загрузился в допустимое время, предположим, за 8 секунд, то пользователь проведёт на нём меньше времени, чем если бы сайт загрузился за 3 секунды.

Если вам не оказывают услугу в тот момент, когда вы ожидаете, что она будет оказана, у вас возникает чувство неудовлетворённости. Это приводит к стрессам – существует даже термин web stress. Плохое запоминается очень хорошо. Если у вашего бренда медленный сайт, то будьте уверены, что ваши клиенты за помнят этот стресс и будут ассоциировать весь бренд с чем то неприятным.

Подходы к оптимизации скорости загрузки страниц
Есть множество технических рекомендаций по оптимизации производительности сайтов, я со своей стороны рассмотрю психологические уловки.

  • Прогрессивный рендеринг страницы, когда элементы страницы загружаются по порядку, а первый из них в идеале должен появиться за 0,3-0,4 сек, то есть за время, в течение которого моргает глаз, – как говорится, «не успел и глазом моргнуть».
  • Индикаторы прогресса должны давать пользователям информацию о текущим состоянии запроса («Сохранение», «Отправка» и т.д.), но они не должны указывать пользователям, что им делать («Ожидайте»). Кроме того, индикаторы имеет смысл показывать, только если задержка превышает 5 секунд. По возможности, лучше использовать отличные от стандартных (которые всех раздражают) индикаторы прогресса.
  • Белый цвет в дизайне. Страницы с таким дизайном кажутся быстрее. Но, с другой стороны, и требования к скорости загрузки таких страниц у пользователей завышены.
  • Не указывайте, сколько времени осталось до конца загрузки страницы, так как автоматически рассчитанное время не всегда соответствует действительности, но в то же время может стать причиной закрытия страницы.
  • Вместо индикаторов прогресса можно использовать анимацию загрузки запрашиваемого содержания, но очень осторожно, чтобы сама анимация не стала «узким местом».

Конверсии и производительность сайтов
Конверсия – отношение количества «целевых» действий (покупок, регистраций), совершённых пользователями на сайте, к общему количеству посетителей. Показатель конверсии – самая важная характеристика при оценке эффективности сайта. На этот показатель влияет множество факторов: от дизайна и юзабилити сайта до «качества» привлекаемых посетителей (на сколько они являются целевыми).

Быстрые сайты побуждают посетителей активнее взаимодействовать с ними. Компания Gomez собрала статистику, которая красноречиво это показывает – уменьшение времени загрузки страницы с 8 до 2 секунд в среднем увеличивает конверсию на 74%.

Инфографика компании Strangeloops

Известная торговая площадка Shopzilla.com увеличила конверсию на 7% после увеличения скорости загрузки страниц на 5 секунд А крупный интернет-магазин SuperbikeToyStore.com, уменьшив время загрузки страниц с 8 до 3 секунд, получил рост конверсии на 32%.

Вы можете измерять влияние скорости загрузки страниц на конверсию на вашем сайте используя новый функционал бесплатного инструмента веб-аналитики Google Analytics. Для этого необходимо внести изменения в код Google Analytics, который размещается на всех страницах сайта.

В специальном разделе (Site Speed Report) этой системы вы можете просматривать собранную статистику. Интересно проследить зависимость скорости загрузки страниц на показатель конверсии, сегментировав отчёт Site Speed Report All visits/Visits with conversions.

SEO и скорость загрузки страниц
Как известно Google уже почти полтора года учитывает скорость загрузки сайта при его ранжировании. Кроме этого, Google предпринимает и другие шаги в своём стремлении сделать web быстрее.

Наблюдая за этими тенденциями, западные интернет-маркетологи в последнее время активно используют оптимизацию производительности сайта для улучшения его позиций в поисковой выдаче. Как и во всём, что связан но с алгоритмами поискового ранжирования, точно не известно, насколько и как точно влияет скорость загрузки страницы на её позицию.

Известно, что поисковые боты не собирают никаких данных о производительности, а скорость сайтов измеряется с компьютеров реальных пользователей, которые используют браузеры Firefox 2-4 и IE6 с установленным Google Toolbar и включённым PageRank.

На сегодняшний день есть уже множество успешных кейсов, когда ускорение сайта приводило к росту трафика с поиска Google. Например, SmartFurniture.com после оптимизации скорости загрузки сайта улучшили позиции 7-ми из 10 топовых ключевых слов, что в результате привело к роступоискового трафика на 20% и, что самое главное, продаж.

Не стоит забывать и классические примеры: каждые 100 мс улучшения скорости загрузки приносят Amazon 1% прироста доходов, а в Yahoo рассчитали, что могут получить на 9% больше трафика, если уменьшить время загрузки на 400 мс.

Испробовав все классические методы поисковой оптимизации, всё большее количество сайтов проводят оптимизацию производительности, тем самым значительно увеличивая органический трафик.

Влияние времени загрузки страниц на рекламу в AdWords
С недавних пор и в AdWords учитывается скорость загрузки страниц – это наиболее показательно для оценки важности этого фактора для компании Google.

Появилась специальная метрика оценка времени загрузки (load time grade), которая присваивается каждому ключевому слову в рекламной кампании AdWords. Эта метрика непосредственно влияет на показатель качества.

Ключевые слова, относящиеся к группам объявлений, у которых целевые страницы расположены на одном и том же домене, будут иметь одинаковую оценку времени загрузки. Время загрузки считается как среднее между всеми целевыми страницами на домене и сравнивается с другими сайтами, которые находятся на серверах в том же регионе. То есть ваш московский интернет-магазин конкурирует по этому параметру не с российскими коллегами, а с голландскими сайтами, если он физически находится на сервере в Нидерландах.

Для большей точности замеры скорости проводятся несколько раз, и при расчёте средней величины не учитывается самый медленный замер. На сегодняшний день измеряется только время загрузки непосредственно HTML-кода (без картинок, видео, скриптов и т.д.) Но в будущем, несомненно, Google будет учитывать загрузку всех компонентов страницы.

Заключение
Растущая конверсия, улучшающиеся позиции в поисковой выдаче и AdWords – важные причины для владельцев и управляющих бизнеса в Интернете, а также интернет-маркетологов и бренд менеджеров, чтобы обратить внимание на скорость загрузки сайта.

В то же время мы становимся свидетелями растущей важности скорости и в других аспектах жизни. На фондовых биржах в ультракоротких сделках правят бал роботы-трейдеры – алгоритмическая торговля на биржах вытесняет слишком медленных трейдеров-людей. Компании, анализирующие финансовый рынок, вынуждены обрабатывать миллиарды сделок в день. Розничные торговые сети стремятся сократить время обслуживания, исключая кассиров из процесса как самое слабое звено.

Время – известное нам из физики четвёртое измерение, мы слишком остро переживаем его нехватку, чтобы никак с ним не считаться.